Планер - это вам не велик!

Планер - это вам не велик!

avtogolik
  Воскресный день прошел на свежем воздухе, на аэродроме Сосновка, за Чемодановкой. Нам была предоставлена возможность попробовать себя в роли пилота планера. Некоторые наши парапланеристы уже летали в качестве курсантов на двухместном планере "Бланик". Обучение проходит в рамках развития планеризма в Пензе. Не безвозмездно, конечно (горючее и амортизация самолета-буксира, оплата рабочего времени пилота и инструктора...), но по очень гуманным ценам. 
  Решил попробовать свои силы и я. Нет, я не собираюсь бросать полеты на параплане, просто хотелось почувствовать что это такое - пилотировать летательный аппарат с кабиной и жесткими крыльями. Так вот, для первого раза оказалось, что это сложно. Очень сложно!

  Даже наши опытные пилоты, летающие не первый год на парапланах, совершающих длительные маршрутные полеты и виртуозно обрабатывающие воздушные потоки на параплане, после десятка полетов на планере только-только начинали к нему привыкать.
 Решился я на два круга. Круг - это взлет за самолетом-буксиром, "квадрат" над аэродромом в свободном полете и посадка. 








  Скажу так: первый круг пролетел. Просто пролетел "овощем", потому что вообще не понял как управлять этим аппаратом. Ручкой меняется угол крена за счет отклонения элеронов (специальных элементов на крыльях, отклоняющих набегающий воздушный поток и позволяющих менять угол наклона планера вправо-влево), и направление вверх-вниз за счет задних стабилизаторов, а педалями регулируется поворот киля (его еще называют "хвост"). Так вот, чтобы изменить направление полета, надо работать и педалями, и ручкой. При этом следить за креном, горизонтом, скоростью, высотой, танагжем. А при заходе на посадку рассчитать глиссаду. Инструктор просто пилотировал, а я пытался понять по движениям спаренных органов управления что же он делает и как.
  Во втором полете я попытался пилотировать самостоятельно. Полет по прямой усилий не вызывал. Надо просто не мешать планеру лететь, и все будет нормально. Но поворот! В первом повороте я ушел в пике, немного подав ручку от себя, практически не заметно, но земля появилась передо мной, вместо того, чтобы спокойно быть на горизонте. Выправил, не без помощи инструктора. На втором повороте вместо заданных 90 км\ч разогнался до 120 км\ч.  Выправили ситуацию, не без помощи инструктора... В третьем повороте, не учтя ветра, оказался над деревней, да еще опять разогнался до 110... Выправили ситуацию, не без помощи инструктора... В четвертом направил планер немного не по заданному курсу посадки, а чуть в сторону, что тоже потребовало вмешательства инструктора... При посадке высоту оцениваю по-парапланерному, а скорость вижу автомобильную (посадочная скорость на планере 65 км\ч, на параплане около нуля). В общем, вышел из планера мокрый от пота и в "непонятках". Но это чувство знакомо каждому, кто пробует себя в чем-то новом. 


 




   И вообще, в планере тесно, жарко, душно, но классно! Я еще не понял, буду ли я летать на планере, но понял, что параплан не брошу! Там, конечно, скорости не те, но зато в полете чувствуешь свежий ветер в лицо, и ощущение свободы. Свободы от всего земного, проблем, обид, забот... Просто летишь, как птица, наслаждаясь полетом. Все-таки, ребята, летать - это так здорово!!!